Иммерсивные шоу за рубежом - описание, ОТЗЫВЫ, мнение

Иммерсивные шоу за рубежом

Несмотря на более чем полувековую историю и двадцать лет устойчивого употребления одного из самых размытых и неясных театральных терминов – иммерсивности – постановки, в основе которых лежит погружение зрителей через воздействие на все органы чувств, продолжают быть в тренде среди как любителей театра, так и театроведов, театральных критиков и авторов спектаклей. Кажется, что одно из самых главных изменений в современной форме иммерсивного шоу— это стремление авторов экспериментировать с бизнес-моделями спектаклей, делать их воспроизводимыми, окупающимися, яркими и одновременно затрагивать острые проблемы человечества и театра.

Punchdrank — театральная команда из Великобритании и первопроходцы в сфере иммерсивного театра. В 2011 они стартовали с спектаклем «Sleep no more», где зрителю предлагалось свободно бродить по зданию психиатрической больницы, взаимодействовать с актерами и другими участниками, узнавая все тайны и секреты режиссерской задумки. Проект до сих пор не просто жив — все билеты на него раскуплены до начала следующего года. Однако, пионеры иммерсивного театра не теряют времени. В 2017 году группа выпустила спектакль «Seeing you», который погружает зрителя в повседневность Второй Мировой Войны в Америке. Проходя по зданию бывшего рынка в исторической части Манхэттена, публика переживает истории семей, мужчин и женщин, которых война заставила столкнуться с жестокой реальностью и по-другому взглянуть на то, кто они и на что они готовы пойти, чтобы выжить.

Театральная команда «Third Rail Projects» из США — авторы долгоиграющей постановки «Тhen she fell», которая с 2012 года создает вокруг публики мир мрака и абсурда, навеянный произведениями Льюиса Кэррола. В 2017 группа презентовала спектакль, посвященный жизни театра. «Ghost light» раскрывает стереотипы, избитые легенды, слухи и скандалы, которые роятся вокруг театра, позволяя зрителям бродить по закулисью, гримерным, кладовым и техническим помещениям. Актеры здесь предстают как реальные люди со своими проблемами, которые привыкли воспринимать мир так, как будто на них постоянно кто-то смотрит.

Спектакль «DO’s & DON’Ts» от немецкой команды Rimini Protokoll (их работы – Remote, Home Visit Europe и Cargo, которые адаптировали и ставили в Москве) предлагает изучить город, просто став пассажиром грузовика с стеклянным кузовом. Проводниками по спектаклю становятся дети, 10 и 17 лет, которые на протяжении поездки сталкиваются с законами и традициями, по которым живут горожане, и делятся со зрителями своими тревогами и впечатлениями о современности. Их свежий взгляд на рутину позволяет ненадолго посмотреть на мир и его правила под другим углом и обратить внимание на скрытое, обычное и неприметное в жизни сегодняшнего города.

Последний тренд иммерсивных шоу – спектакли-хорроры. Один из последних — «Wrecked» (театральная команда Fever Dream Theatre, Великобритания) — получил приз за «заполнение пробелов» человеческого опыта новыми театральными формами. Зритель оказывается соучастником автокатастрофы и должен понять, какие трагедии привели главную героиню за руль украденной машины, попавшей в аварию.

Московский проект «Морфеус» — сочетание традиционного квеста в комнате с элементами иммерсивного театра: зритель с завязанными глазами погружается в нарратив, исключительно с помощью звуков, запахов и взаимодействия с другими участниками. «Морфеус» показали в Загребе – эмоциональные хорваты не смогли долго мириться с нагнетающим мрачным сюжетом и даже уходили, не досидев до конца постановки. Главная интрига этого сезона – как отреагируют жители Лос-Анджелеса: город стал следующей остановкой русской страшилки.

Иммерсивный театр манипулирует и проверяет на прочность социальные и индивидуальные границы зрителей. Он предлагает публике эмоциональное переживание, которое передается с помощью серьезной проработки хореографии, музыки, света и сюжетной линии. Возможность прочувствовать чужой, необычный опыт – интригует голодного на впечатления участника и заставляет режиссера искать новые и новые формы для иммерсивных спектаклей.

 

Автор: Ирина Прус

Вам может понравиться

Комментарии

Отзывов пока нет. Вы можете стать первым.

Оставить отзыв